- 22.07.2015
На вопросы журнала отвечает руководитель и главный художник МДМ «Арц-Мастер» Арцыбушева Елена, автор большинства работ, выполненных в мастерской.
1. Любимые темы
Круг любимых тем очень широк. Любимые темы, как правило, это именно те, над которыми в данный момент работаешь. Когда к нам обращаются с просьбой сочинить и выполнить произведение искусства в технике наборного витража, этот витраж предполагается установить в каком-то конкретном интерьере со своей стилистикой, идеей и колоритом. Проникаешься духом этой идеи, начинаешь ее любить, восхищаться гармонией и настроением. Приходят мысли и образы, которые могут украсить этот интерьер, дополнить его выразительными акцентами, не нарушая гармонии в целом. Тематика витражей может быть самой разнообразной, от классики, до хай-тека. Особенно интересно было бы поработать с современным стилем, попробовать сочинить что-то новое, расширить спектр наших работ. Но, конечно, есть самые востребованные темы, которые опять и опять просят воплотить в стекло наши заказчики – это природа, цветы и орнаментальные композиции. Никогда не устаешь работать над природными композициями, изучать и восхищаться красотой растений, цветов и листьев. Это счастье и радость для художника. Тема эта никогда исчерпана не будет, потому что достичь такого совершенства, как в природе, невозможно. Но мы стремимся к этому!
2. Откуда взялась идея идти в такое правильное и нужное прикладное направление
Это призвание. Я с детства рисовала, а рисовать так, чтобы твой труд еще и пользу приносил, не только духовную и эстетическую, но и функциональную, как приносят ее витражи, для меня вдвойне важно. Понимать, что твои произведения служат людям, создают в доме совершенно неповторимый, сказочный мир, а также и функциональную нагрузку несут, как, например, перегородки, двери, светильники – это очень приятно автору. Очень интересен творческий процесс, когда мы тесно общаемся с архитекторами и дизайнерами, обсуждая ту или иную идею. То, что нам, художникам прикладного искусства, приходится подчиняться общему замыслу, учитывать вкус хозяев, архитектурную ситуацию, и множество других нюансов, на мой взгляд, делает нашу работу еще увлекательней. Легко рисовать без всяких условий, а вот так – намного сложней и тем выше, я считаю, класс художника.
3. Где этому учились и как давно занимаетесь
Получив сначала среднее художественное образование, я закончила МГХПА им. Строганова, факультет МДиДПИ Художественное стекло. Витражами я занималась и раньше, но в Академии я и познакомилась с настоящими, наборными витражами из художественного стекла. Попробовать поработать с настоящими витражами мне предоставилась возможность в мастерской Александра Арцыбушева, где я с любовью и огромным удовольствием тружусь с 2001 по сегодняшний день. Сама мастерская была организована Александром в 1979 году как монументально-декоративная. Сейчас мы профессионально занимаемся художественными витражами высокой сложности и исключительно высокого качества.
4. Что самое трудное в Вашей работе
Найти гармонию. Работая над эскизами, огромное количество сил тратится на поиск гармонии в соотношениях масс, форм, динамики и статики элементов, контуров, ритмов. Приходится всегда думать и над вопросом выполнения этих элементов и узлов в стекле и учитывать свойства материала. Довольно сложно, но и очень интересно, бывает переложить эскиз на стекло, палитра стекла у нас хоть и огромная, но не бесконечная. Конечно, всегда неудовлетворенность результатом, анализирую, делаю выводы, и борьба начинается вновь. И это самые прекрасные трудности в мире!
5. Откуда идеи
Идеи вокруг нас! Их бесконечное множество и разнообразие. Мир природы – источник всех идей и в орнаменте, и в архитектурных, в абстрактных, и в пейзажно-цветочных композициях. Книги по искусству, по архитектуре и декоративно-прикладному искусству – тоже хороший источник для вдохновения, но только как вспомогательная, справочная литература. Сочинять композицию надо свою, используя опыт и творения великих мастеров и художников.
6. Кто клиенты и как к Вам приходят
Клиенты у нас самые разные. Произведения наши не из дешевых, но есть люди настолько влюбленные в витражи и желающие иметь у себя дома хоть небольшой, но очень красивый, сложный витраж, что они готовы ждать своей очереди по нескольку месяцев, копить деньги, лишь бы выполнить его у нас в мастерской. Это могут быть и небогатые пенсионеры, и олигархи, политики и бизнесмены, деятели культуры. Объединяет их одно – это интеллигенция, люди понимающие и любящие искусство. Находят нас в интернете, просматривают сайт, и, если нравятся наши работы, приезжают к нам. Мастерская наша находится в Москве, доехать до нас несложно. Многие дизайнеры и архитекторы, которые работали с нами на объектах, с удовольствием обращаются к нам вновь. Они убедились в нашей компетенции и профессионализме и уверенно рекомендуют нас своим новым заказчикам. Так образуются многолетние добрые партнерские отношения.
7. Все делаете на заказ или что-то для себя
Для себя мы делаем образцы витражей в различных техниках и на самые различные темы и сюжеты. Мы выставляем эти образцы у себя в мастерской, чтобы была возможность показать и рассказать гостям о витражах и их многообразии. Сейчас мы готовим к открытию еще одну мастерскую-галерею в Новой Москве. Для этой галереи мы планируем выполнить целый ряд выставочных витражей в разных стилях. Для собственного дома мы тоже делаем и витражи, и купола, и потолочные плафоны, и различные светильники. Как же отказать себе в такой красоте, если есть возможность выполнить все это, еще и какие-то новые идеи попробовать воплотить? Для художника это великолепная возможность проэкспериментировать на себе.
8. Долгий ли это процесс и трудоемкий
Процесс работы над витражом очень долгий и трудоемкий. Начинается все с творческой части, когда художник разрабатывает эскизы и предлагает несколько вариантов на выбор. Остановившись на каком-то выбранном варианте, подбирается палитра стекла, из которого предполагается выполнять витраж. Затем готовятся картоны – это полноцветные эскизы в натуральную величину, с тщательной отрисовкой контуров и раскладкой каждого кусочка стекла по артикулу. Решается конструктивная часть. Только после этого витраж запускается в сборку. Сама сборка производится вручную, с тщательной подточкой и подгонкой отдельных стеклышек друг другу. Получается некое подобие живописнейшей мозаики, по типу флорентийской мозаики. После этого каждое стеклышко оборачивается специальной фольгой и пропаивается с двух сторон. Образуется цельное витражное полотно. Но и это еще не все! Дальше, если полотно большое, вставляется латунный профиль, все вместе собирается, паяется, шлифуется, патинируется и покрывается антиоксидантом. Теперь все! Доставка и монтаж – это тоже наше дело, так как мы знаем, как надо работать с витражом и делаем все очень бережно и надежно.
9. Мечты
Мечты наши только об одном – как можно дольше иметь возможность работать на радость себе и людям! Находить и воплощать новые идеи, стили, сюжеты, создавать новые произведения, радовать и восхищать людей своими творениями и сознавать, что еще крупицу красоты и пользы, положительных эмоций ты принес в этот мир. Значит, жизнь наша проходит не зря.
Возврат к списку