Информация



Новости компании

31.01.2017
Предварительная запись на витражи
Информируем наших клиентов о том, что у нас обязательна предварительная запись на витражи.

13.10.2016
Книга "Авторское стекло России" с нашим участием
Вышла новая книга "Авторское стекло России" с нашим участием. Автор - Ибрагимов Фидаиль.
Антология современного стекла Фидаиль Ибрагимов


Новости 3 - 4 из 24
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец

Витражи в технике фьюзинг и в технике моллирования

Витражи в технике фьюзинг и в технике моллирования

И хотя наибольшее своё развитие техника фьюзинга получила именно в наше время, основы её были заложены много веков назад. Так, в Византии изготавливали золотую мозаику, запекая кусочки золотой фольги между двумя слоями стекла. А предпосылками к данному виду обработки стекла служат предметы, найденные при раскопках в современном Египте и Иране, возраст которых насчитывает 4000 лет. Это небольшие вещицы и украшения из цветного стекла и смальты.

Техника фьюзинг сегодня

На сегодня основные черты этой техники таковы. Детали из стекла, как правило, различных цветов, укладываются в один или несколько слоёв на плоской или изогнутой объёмной форме и сплавляются в печи в диапазоне температур от 600 до 900 градусов. Процессы спекания различаются в зависимости от степени сплавления и деформации стекла. В целом любой процесс сводится к трём основным фазам, от вариации которых и зависит результат – это нагрев, поддержание нужной температуры некоторое время, и, затем, постепенное охлаждение стекла. Конечно, в процессе фьюзинга есть свои существенные нюансы. Так, чем толще масса сплавляемого стекла, тем дольше и постепеннее ведётся процесс его охлаждения, часто длящийся не один день.

Все стёкла различаются по своему химическому составу и физическим свойствам, таким, например, как коэффициент температурного расширения (КТР). Эти различия не позволяют спекать друг с другом стёкла с разными значениями КТР, поэтому при работе в технике спекания в первую очередь важно учесть совместимость стёкол. Стёкла с различными свойствами при застывании образуют внутренние напряжения, приводящие к появлению трещин в готовом изделии, созданном без учёта технических особенностей материала.

Использование относительно невысоких температур на короткое время позволяет сплавить стёкла, сохранив их чёткие очертания и рельеф. Более сильное воздействие приводит к частичному или полному вплавлению стёкол и их растеканию. При этом поверхность стекла практически выравнивается. Также спеченное стекло можно положить на форму из гипса или покрытой гипсом стали, при нагреве оно мягко прогибается, принимая её очертания. Техника фьюзинга также позволяет вплавлять между слоями стекла различные материалы – такие как фольга или проволока. Это дает простор для фантазии художника и дизайнера, возможность художникам по стеклу делать творческие работы в большом диапазоне сочетаний материалов, пластики, цвета.

Моллирование стекла

Свойство текучести стекла при нагреве используется для создания рельефов и объёмной скульптуры. Этот процесс называется «Моллирование». При этом используются высокие температуры, расплавляющие гранулы или листы стекла, уложенные на форму. Прогибаясь внутрь формы и заполняя её, стекло повторяет все её особенности в мельчайших подробностях. Такая технология сложна на практике, но позволяет создавать уникальные по своим качествам предметы. Таковы, например, шедевры стеклянного литья от знаменитой фирмы Рене Лалика, работавшего в стилях Ар Нуво и Ар Деко. Повинуясь его почти магическому знанию материала, стекло в его работах принимает самые утончённые формы.

В наших работах мы использовали технику «Моллирования» в витраже на тему античной скульптуры, в дверном витражном портале «Лилии», в выставочной работе в комбинированной технике «Наутилус». Фьюзинг мы часто используем в орнаментальных работах для создания объемных веточек аканта, каких-то декоративных объемных деталей, насекомых и жучков. Такие изысканные детали делают витраж более эффектным для восприятия, придают ему художественную выразительность и образность.

Техника спекания не предполагает обязательного использования пайки или конструктивных контуров, так как все детали при спекании образуют один цельный фрагмент. Цвета и формы в таком витраже могут не иметь чётких границ, часто сглаживаясь или плавно перетекая одно в другое, позволяя добиться эффекта близкого по виду к настоящей живописи.

Преимущества технологии фьюзинга

Технология фьюзинга достаточно сложна. При работе необходимо учитывать совместимость стёкол, а также все тонкости процессов нагревания и остывания. Преимущества фьюзинга таковы: при спекании стёкла преобразуются в единый пласт, возможно использование нескольких различно окрашенных слоёв. В дальнейшем такое стекло можно обрабатывать в пескоструйной или гравировальной технике, выполняя многослойный и многоцветный рельеф. При спекании возможно изменение формы стекла (моллирование) и создание объёмных предметов, таких как блюда, чаши, и даже вазы. Сочетание фриты (стеклянных гранул разной величины и цвета) и плоского стекла применяется в создании рельефов и объёмных скульптур, расцвеченных в массе. При этом можно создавать сложные эффекты, играя на разнице толщины и прозрачности слоя. Интересного эффекта можно достичь, используя технику «расчёсывания». Нагретый и расплавленный пласт стекла расчёсывают металлическим стержнем или иглой, деформируя и перемешивая поверхностные слои стекла, от чего образуется сложный рисунок.

Примером сочетания техники «Тиффани» и фьюзинга может служить витраж Акант, выполненный в мастерской «Арц-Мастер». Витраж собран из художественного стекла, фацетного и многослойного спеченного стекла. При изготовлении многослойных деталей в технике «Фьюзинг» был подобран особый температурный режим, при котором стекло слегка оплавляется и прогибается в виде многослойного рельефа.

В результате использования различных техник и приемов работы с художественным стеклом, витраж приобретает объемную форму с различными пластическими характеристиками деталей и переходит из разряда обычных витражей «Тиффани» в разряд произведений искусства.

Витраж с многослойным фьюзингом. Стекло, медь.

Витраж с многослойным фьюзингом. Стекло, медь.

Образец витража с применением «Бархатного» фьюзинга.

Образец витража с применением «Бархатного» фьюзинга.

Образец витража с применением «Объемного» многослойного фьюзинга.

Образец витража с применением «Объемного» многослойного фьюзинга.

Образец витража с применением обычного рельефного фьюзинга и стеклянной крошки.

Образец витража с применением обычного рельефного фьюзинга и стеклянной крошки.

Прочитать о других видах витражей:

Перейти в галерею витражей

Возврат к списку